Войти
Добавьте информацию о вашей репетиционной базе!
Добавьте информацию о вашем магазине!

Процессоры эффектов для гитар и бас-гитар

12.09.2010

Что это такое?

Любое устройство, которое изменяет сигнал электронного инструмента, называется процессором эффектов.

Наиболее  часто используемые – небольшие квадратные/прямоугольные коробки, которые обычно зрители могут видеть на полу перед гитаристами. Это так называемые педали эффектов. Педаль эффектов ( effects pedal) (разговорные названия: примочка, примыч, педаль)электронное устройство, предназначенное для какой-либо обработки звука электромузыкального инструмента, например электрогитары или бас-гитары. Они включаются или отключаются при нажатии, отсюда и название.

Опыт показывает, что множество отдельных устройств эффектов не всегда удобно в работе. Их последовательное соединение требует множества проводов, соответственно, возрастает уровень шума и помех, исполнитель путается и т.д. Производители стали объединять несколько эффектов в одном корпусе, появились так называемые  процессоры мультиэффектов, в которые уже заложены некоторые проверенные сочетания эффектов (presets), и которые вызываются одним нажатием кнопки.

Для тех музыкантов, кого не устраивают цифровые «готовые» эффекты, кто предпочитает аналоговый сигнал и использует несколько эффектов, придуманы педалборды (pedalboards).

Существуют также рэковые варианты процессоров эффектов и мультиэффектов, которые помещаются в стойку для оборудования. Некоторые из рэковых процессоров имеют ножной контроллер и управляются самими музыкантами. Кроме того, именно рэковые варианты процессоров используют для работы в студии, так как качество звука педалей, приемлемое на концерте, недостаточно для студийной записи (педаль фонит, имеет низкое отношение сигнал-шум, иногда щелкает при переключении и т.п.). Эти рэковые устройства предназначаются, прежде всего, для звукорежиссера, а не музыканта-исполнителя, и имеют больше возможностей для регулировок параметров звука, чем концертные.

Наконец, многие современные усилители (комбики) имеют встроенные процессоры эффектов, которые управляются либо с передней панели усилителя, либо также имеют ножной контроллер (foot switch).

В последнее время наряду с основными вариантами дизайна гитарных приборов, напольным и рэковым, появился еще один – поясной. Такой аппарат, размером с CD-плеер, крепится на поясе исполнителя или на гитарном ремне, и его органы управления, в отличие от напольных устройств, выполняются небольшими.

История возникновения. Виды эффектов

Существует две версии истории появления процессоров эффектов. Первой целью создания этих аппаратов было повышение громкости звучания инструмента. По одной версии именно это было особенно актуально в джазе, где гитара находилась в окружении духовых и ударных. По другой – первые педали эффектов начали создаваться в начале 60-х годов в основном участниками и последователями так называемой «британской волны», гитары которых звучали недостаточно ярко, негромко, и у которых был «слабый» сустейн.

Тем не менее, важно не то, кто оказался первым, а сама первопричина. Когда музыкальные коллективы стали выступать на больших площадках, им потребовалось усилить звучание своих гитар, а гитарные аппараты еще не обладали достаточно большой мощностью, и исполнителям приходилось накручивать громкость "на полную катушку". Это приводило к перегрузке усилителей по входу, и по выходу. Именно перегруженность (по-английски overdrive) и создавала принципиально новое звучание электрогитары.

Основой перегруженного звучания является подрез звуковой волны (англ. Clipping.) При подаче на вход усилителя сигнала слишком большого уровня входной каскад обрезает верхушки синусоидальной волны, и результирующей формой волны становится уже не синусоида, а квазитрапеция, имеющая иной характер звучания. Поэтому аккорды звучат грязно, с хрипом и ревом. Отдельные ноты мало напоминают тембр гитары – но, как ни странно, этот звук понравился и музыкантам, и публике. Главное – благодаря усилению, звучание гитарных струн медленнее затухает, становится более певучим и тянущимся. Наконец-то удалось преодолеть главный недостаток гитары как мелодического инструмента – ее "щипковость", добиться сустейна.

Впоследствии музыканты начали экспериментировать со своими комбоусилителями, и через некоторое время было создано электрическое устройство компактных размеров, которое позволило имитировать звук, создаваемый при перегрузе гитарного комбоусилителя, которое и было названо «педаль эффектов» благодаря своему внешнему виду и напольному исполнению. Так появились наиболее популярные и сегодня педали, имитирующие эффекты перегруза: дисторшн (англ. distortion) и овердрайв (англ. overdrive).

Дисторшн (distortion) – переводится как искажение или нарушение. Резкое ограничение сигнала по амплитуде. Это тот самый, всем известный рев гитары – резкий и брутальный.

Овердрайв (overdrive) – подвид дисторшна, имитирующий ламповый перегруз. Более плавное ограничение по амплитуде,  то есть верхушки синусоиды обрезаются не ровной линией, а плавными скруглениями. Идеален для соло.

Фузз (fuzz) – еще один родственник дисторшна. Очень сильный перегруз звука. Дает "кровожадный" саунд на транзисторах, на лампе результатом будет овердрайв. Так как fuzz кардинально меняет звучание гитары, его хорошо использовать во время интро или соло, а-ля Jimi Hendrix в "Star Spangled Banner".

 

Delay Effects/Эффекты задержки

В общем и целом, эффекты задержки разделяют сигнал на два идентичных сигнала и на мгновение удерживают один, позволяя другим играть в режиме реального времени. Сигналы смешиваются обратно в один на выходе. Обычно вы можете контролировать длительность задержки и количество сигнала, который затрагивается по сравнению с «удержанным».

Реверберация (reverb) – эффект создается смешиванием основного сигнала с копиями, задержанными на различные промежутки времени. Это наиболее естественный эффект. Реверберацию вы могли слышать в жизни, если хоть раз пели в ванной комнате, например. При небольшом времени задержки результат эффекта – ощущение гулкого и объемного звучания. Если время задержки увеличивается (удаленность от препятствий), то возникает эффект эха, отраженные сигналы звучат раздельно. Проще говоря, реверберация – это эффект концертного зала.

Дилэй (delay) или эхо (echo). К самому первому гитарному эффекту – реверберации – добавилась и регулируемая задержка (delay), позволяющая создать эффект дуэта, причем задержку сигнала можно было настроить таким образом, что отставание второго голоса совпадало с ритмом и темпом пьесы. Дилэй – устройство, имитирующее четкие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Под дилэем обычно подразумевается однократная задержка сигнала, в то время как эффект «эхо» — многократные повторы. По принципу действия схож с ревербератором и отличается от него лишь временем задержки, которое должно быть не менее 50-60 мс. Применяется, в частности, для моделирования эффекта стереозвучания.

Лупер (looper) – по сути, это очень большая задержка (дилэй), что дает Вам возможность избежать остановки звучания, так как записанный Вами кусок мелодии воспроизводится без разрыва в виде зацикленной «петли». Вы можете добавить другие зацикленные куски и наслоить их друг на друга. Некоторые современные луперы позволяют сохранять «петли», так что вы в будущем можете создавать целые или частично наложенные наигрыши для последующего воспроизведения (с учетом ограничений памяти лупера).

Хотя хорошие луперы обеспечивают феноменальный музыкальный эффект, особенно в сольных импровизационных выступлениях, и большинство из них просты в использовании, для начинающих освоение этой педали эффектов является довольно сложным.

 

 

Modulation effects/Эффекты модуляции

Эффекты модуляции, как правило, придают звучанию меньше естественности, по сравнению с эффектами задержки, и не имеют в природе естественного аналога. Они включают определенные звуковые частоты или амплитуды, которые изменяются в то время, когда другие составляющие звука либо не затрагиваются вообще, либо преобразуются по-другому. Кроме того, эффекты модуляции часто связаны с небольшой задержкой.

В конце семидесятых – начале восьмидесятых в моду вошли устройства фазовой обработки: фейзер, фленджер, хорус. И главное применение они нашли именно в гитарной музыке.

Фейзер (phaser)
Суть фейзера заключается в том, что входной сигнал раздваивается, и один из сигналов задерживается относительно другого на несколько градусов, смещается по фазе (отсюда и название эффекта), что дает своеобразное "переливчатое" звучание, причем угол и скорость смещения можно менять, добиваясь нужного характера звука.

Фленджер ( flanger)
Устроен по сходному с фейзером принципу, но там смещение больше, чем в фейзере, и составляет несколько периодов (миллисекунд), причем время задержки постоянно меняется, поэтому звуковой эффект носит иной, "плавающий" характер. Напоминает «летящее» звучание. Фленджер напоминает взлет самолета, он был популярен в 60-х, когда музыканты активно применяли его для создания психоделического звучания. Регулируя время задержки и вводя инфрачастотную модуляцию, можно добиться смещения высоты задержанного тона – в результате получается эффект расстроенного инструмента.

Хорус (chorus) представляет собой как бы несколько фленджеров, так как там сигнал разделяется не на два, а на несколько ответвлений. Каждый из разделенных сигналов подвергается частотной коррекции в разных полосах, и имеет свое время задержки. В результате сочетания нескольких чуть различающихся по тембру и времени звуков получается некое "хоровое" звучание, и давшее эффекту название "хорус". Хорус является отличным способом для сгущения звучания баса, ритм-гитары, или соло.

Вибрато (vibrato) — эффект, позволяющий периодически измененять высоту, громкость или тембр музыкального звука. Этот эффект обычно создается с помощью руки, вибрирующей на ладу или с использованием вибрато бара на гитаре, однако есть и специальная педаль эффекта. Поскольку вибрато работает лучше всего при прерывистом воздействии, то лучше включать и выключать эту педаль.

Тремоло (tremolo) — звуковой эффект или соответствующее устройство, реализующее периодическое изменение уровня громкости (амплитуды сигнала). Характеризуется пульсирующим звучанием. Сначала этoт эффект был очень популярен, a тeпepь oн всеми забыт, несмотря на то, что с его помощью можно добиться интересного звучания. На слух тремоло воспринимается так, кaк ecли бы при игре нa гитаре ручку громкости быстро (с частотой нecкoлькo герц) вращали из одного положения в другое. Многие усилители конца 40-х и 50-х годов имели встроенный эффект тремоло. Его часто использовали при исполнении рокабилли, серфинга,  других музыкальных стилей 50-х, так что педаль тремоло прекрасно подходит для придания звуку «винтажности».

"Кольцевой модулятор" (ring modulator) генерирует на основе входного сигнала звуки случайной высоты, подмешиваемые к основному тону. Этот эффект – пример того, как далеко заходили эксперименты в области изменения звучания гитары. Некоторые очень уж причудливые эффекты, примером можно назвать «кольцевой модулятор», не получили широкого распространения, хотя сами по себе интересны. Этот эффект «нестабилен» и годится лишь для добавления странных звуков для настроения.

EQ effects/Эффекты эквалайзера

Эти педали эффектов работают за счет усиления или резки указанных  частот внутри звукового сигнала.

Эквалайзер (EQ) (equalize — «выравнивать», общее сокращение — «EQ»), темброблок — устройство или компьютерная программа, позволяющая выравнивать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала, то есть корректировать его (сигнала) амплитуду избирательно, в зависимости от частоты. Прежде всего эквалайзеры характеризуются количеством регулируемых по уровню частотных фильтров (полос). Изначально эквалайзеры использовались в соответствии с этим определением: во времена первых опытов звукозаписи, студии были оснащены низкокачественными микрофонами и громкоговорителями, которые искажали исходный материал, и эквалайзер применялся для его частотной коррекции. Однако на сегодняшний день эквалайзер — это мощное средство для получения разнообразных тембров звука. Процесс обработки звукового сигнала посредством эквалайзера называется «эквализацией» (Equalization). Педаль эффектов эквалайзер менее функциональна по сравнению с компьютерными программами, редакторами, обладающими этими свойствами, однако принцип работы у нее тот же. Чаще эквалайзер-педали, или рэковые эквалайзеры используют не столько для корректировки звука самой гитары, сколько для исправления эквалайзер изменений, возникших от других эффектов.

Wah-Wah («вау-вау», «квакушка», «квак») — гитарный эффект, дающий схожий с человеческим голосом звук. Появился этот новый гитарный эффект в середине семидесятых, сразу став необычайно популярным. Популяризовал эффект знаменитый гитарист Jimi Hendrix, для которого «квак» был неотъемлемым элементом фирменного звучания. Вскоре его стали употреблять к месту и не к месту, то есть злоупотреблять. Эффект wah-wah, или «квакушка», по-научному называется "усилитель с перестраиваемым резонансным фильтром". Суть его в том, что из всего спектра частот сигнала, проходящего через прибор, резко усиливается узкая полоса, а поворотом потенциометра можно менять усиливаемую частоту, смещая ее вверх или вниз. Если вращать регулятор потенциометра быстро, получается своеобразный звук, похожий на "уау". Поскольку в приборе ось регулятора была соединена с педалью, гитарист "квакал", нажимая на нее. Можно было пользоваться прибором и более разнообразно, например, останавливая педаль в определенном положении, и тогда гитара звучала или глухо, с полностью "зарезанными" верхами, или, наоборот, пронзительно резко. Мода на эффект wah-wah совпала с расцветом стиля "диско", где "кваканье" на каждую долю такта подчеркивало ритм и придавало аккомпанементу неповторимый характер. Но, несмотря на то, что "квакать" сейчас не модно, прибор в усовершенствованном виде выпускается и сейчас. Современные эффекты wah-wah позволяют очень схоже воспроизвести гласные звуки и переходы между ними – это своего рода аналоговый прообраз эффекта "аудиоморфинга".

Сегодня существует два основных типа эффекта — с педалью и автовау. Первый управляется педалью экспрессии, за счет чего музыкант может менять звук нециклично, второй же лишь изменяет частоту соответственно уровню входного сигнала либо с заданной ритмичностью. Существуют модели, объединяющие эти два эффекта. Педальные «кваки» делят на работающие постоянно и автовыключающиеся. Первую исполнитель сам включает/выключает специальной кнопкой на корпусе, вторые реагируют на постановку ноги на педаль. Существуют бас-гитарные версии «квакушки», но встречаются они реже.

Pitch shift effects/Эффекты сдвига

Питч-шифтер (pitch shifter) – звуковой эффект или соответствующее устройство, добавляющее к сигналу его копию, отстоящую от основного тона на любой интервал в пределах двух октав вверх или вниз.

Реализация этого эффекта является очень сложной задачей, поэтому в недорогих устройствах могут появляться некоторые проблемы, связанные с потерей качества звучания дополнительного голоса. Другой недостаток связан с появлением небольшой задержки, требуемой устройству для анализа входящего сигнала. Однако в качественных, соответственно дорогих, питч-шифтерах указанные недостатки устраняются полностью.

Октавер (octaver) – звуковой эффект или соответствующее устройство, добавляющее к сигналу его копию на октаву или две ниже или выше основного тона. Само обозначение «октавер» применяется преимущественно к обработке звука электрогитары. Этот эффект является частным случаем питч-шифтера.

При использовании октавера создаётся впечатление, что вместо одного инструмента играют два, в разных октавах. В некоторых педалях, таких, как, например, Boss OC-2, имеется возможность добавлять два дополнительных тона одновременно – один на октаву ниже основного, другой – на две октавы ниже основного. При этом каждый из них можно регулировать по громкости, смешивая в желаемой пропорции.

Уэмми (whammy) – уникальное устройство, берущее свое название от сленгового обозначения гитарного рычага вибрато. Подобно рычагу «whammy», педаль при нажатии позволяет динамически изменять гитарный строй вверх или вниз, создавая вибрато.

Sound Conditioners/Устройства для окраски звучания

Есть ряд эффектов, которые не меняют характер звучания, а лишь окрашивают его и на выходе делают его приятнее для восприятия. Они не делают звучание иным, новым или забавным, при этом они могут в результате качественно изменить окончательный сигнал.

Гейн (Gain) – устройство, увеличивающее мощность несущей для звукового сигнала. Сам по себе гейн – это предусилитель, позволяющий перегрузить входной каскад Вашего усилителя и увеличить его мощность. Педаль гейн позволяет мгновенно увеличить уровень сигнала инструмента для соло-партий.

Многие педали эффектов имеют – контроль гейна. При работе с подобными устройствами надо внимательно следить за параметрами гейна, поскольку он может повредить входной каскад Вашего усилителя, выдав слишком большую мощность входного сигнала. 

Педаль громкости (Volume pedal) – это просто ручка громкости  (такая же как на вашей гитаре или бас-гитаре), регулируемая ногой. Она не добавляет окраски к звуку.  Когда вы нажимаете педаль назад – громкость убирается. Когда нажимаете вперед – громкость увеличивается до нормального уровня вашего инструмента. Такие педали используются для создания мягкого, плавного звучания, когда вы бьете по струнам при убранной громкости, а затем увеличиваете ее, нажимая педаль вперед. (Технически, громкость – это мера силы звука, производимого вашим усилителем, в то время как gain – это мощность сигнала перед тем, как он попадет в динамики. Поскольку увеличение гейна увеличивает и громкость – эти термины часто путают, называя «педалью громкости» устройства, управляющие гейном).

Компрессор (Compressor)
Компрессор регулирует динамику (уровень громкости) вашей гитары или баса. Делая тихий сигнал громче, а громкий сигнал тише, он «сжимает» (компрессирует) динамический диапазон сигнала. Этот эффект очень полезен для того чтобы ваши тихие партии не потерялись на фоне остальной музыки, а громкие – не заглушали ее.

Компрессор может также увеличить сустейн (sustain), усиливая затихающую ноту. Большинство компрессоров позволяет контролировать оба порога (верхний и нижний пределы), а также атаку (скорость, с которой сигнал становится громче или тише).

Лимитер (Limiter)
Лимитер похож на компрессор, однако он работает только на верхнем уровне громкости, и вместо того чтобы просто сделать сигнал тише, ограничитель режет его вообще для защиты аппаратуры от перегрузки.

Экспандер (Expander)
Экспандер имеет обратный компрессору принцип работы, он расширяет сигнал, делая тихие звуки еще более тихими а громкие – еще громче.  Он может быть полезен в ситуациях, когды вы хотите, чтобы более тихие звуки (например, призвук от скольжения пальцев по струнам) потерялись в общем миксе, в то время как основной тон звучал бы ясно и отчетливо.

Гейт (Gate)
Гейт – очень удобное изобретение, позволяющее избавиться от посторонних шумов и шипения, которые возникают, когда вы подключены, но не играете. Представляя собой «лимитер наоборот», гейт просто вырезает все звуки ниже определенного порога. Таким образом, когда вы играете, все звучит как полагается, но когда вы останавливаетесь, все наводки от электричества, световых приборов, фон от вашей цепи примочек – все замолкает тоже.

Купить Звуковое оборудование,Гитары и гитарное оборудование,Электрогитары,Бас-гитары,Процессоры, примочки, тюнеры,Приборы обработки звука,Процессоры эффектов
Объявлений: (2631)
Фото Описание
Fender Jazzmaster
Электрогитары
Fender Jazzmaster
Год выпуска: 2008
Россия. Москва
Опубликовано: 05.03.2024
Fender Jag-Stang (Kurt Cobain Model)
Электрогитары
Fender Jag-Stang (Kurt Cobain Model)
Год выпуска: 1995
Россия. Москва
Опубликовано: 26.02.2024
Jackson
Электрогитары
Jackson
Год выпуска: 1995
Россия. Москва
Опубликовано: 21.02.2024
Gibson Les Paul Studio Lite (ebony)
Электрогитары
Gibson Les Paul Studio Lite (ebony)
Год выпуска: 1996
Россия. Москва
Опубликовано: 14.02.2024
Fender American Standard Stratocaster
Электрогитары
Fender American Standard Stratocaster
Год выпуска: 1993
Россия. Москва
Опубликовано: 12.02.2024
Washburn
Электрогитары
Washburn
Год выпуска: 1987
Россия. Москва
Опубликовано: 09.02.2024
ESP Mirage Deluxe
Электрогитары
ESP Mirage Deluxe
Год выпуска: 1997
Россия. Москва
Опубликовано: 08.02.2024
Ibanez
Бас-гитары
Ibanez
Год выпуска: 2001
Россия. Москва
Опубликовано: 06.02.2024
Ibanez RG-670 NAT ясень
Электрогитары
Ibanez RG-670 NAT ясень
Год выпуска: 1995
Россия. Москва
Опубликовано: 01.02.2024
Kramer
Электрогитары
Kramer
Год выпуска: 1989
Россия. Москва
Опубликовано: 23.01.2024
Gretsch 6120
Электрогитары
Gretsch 6120
Год выпуска: 2000
Россия. Москва
Опубликовано: 22.01.2024
Gibson SG standart
Электрогитары
Gibson SG standart
Год выпуска: 2007
Россия. Москва
Опубликовано: 21.01.2024
Ibanez S-540
Электрогитары
Ibanez S-540
Год выпуска: 1996
Россия. Москва
Опубликовано: 20.01.2024
Kramer
Электрогитары
Kramer
Год выпуска: 1987
Россия. Москва
Опубликовано: 19.01.2024
Ibanez
Электрогитары
Ibanez
Год выпуска: 1997
Россия. Москва
Опубликовано: 17.01.2024
Электрогитары

Год выпуска: 1991
Россия. Москва
Опубликовано: 16.01.2024
Fender
Электрогитары
Fender
Год выпуска: 2019
Россия. Москва
Опубликовано: 15.01.2024
Ibanez RG-680
Электрогитары
Ibanez RG-680
Год выпуска: 2001
Россия. Москва
Опубликовано: 14.01.2024
B.C.Rich Gunslinger White
Электрогитары
B.C.Rich Gunslinger White
Год выпуска: 1988
Россия. Москва
Опубликовано: 11.01.2024
Kramer
Электрогитары
Kramer
Год выпуска: 1987
Россия. Москва
Опубликовано: 10.01.2024

Последние комментарии

06.01.2015 23:37 | Устарело.
Устарело.

Оставить комментарий

Сейчас в базе:
Объявлений: 8448
Магазинов: 360
Реп. баз: 314
Студий: 311
Преподавателей: 203
Прокатных фирм: 70
Ремонтных фирм: 73
В помощь начинающим

"В помощь начинающим"
смотреть все

Описание моделей

"Описание моделей"
смотреть все

Обзоры

"Обзоры"
смотреть все

Интервью

"Интервью"
смотреть все

Новости

все новости

У вас не введён E-mail

Пожалуйста заполните это поле. Электронный адрес требуется для получения уведомлений о комментариях, в качестве Вашей контактной информации, а также для Вашей авторизации, в случае если вы забыли пароль или другие методы авторизации будут недоступны.